о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк)
МБОУ «Школа № 30»
Общие положения
Настоящее положение разработано в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ, на основании письма Минобразования РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения» от 27.03.2000 г. №27/901-6, Конвекцией ООН «О правах ребенка», Устава школы.
Психолого-медико-педагогический консилиум (далее – ПМПк) является одной из форм взаимодействия специалистов МБОУ «Школа № 30», объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состоянии декомпенсации.
Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей МБОУ «Школа № 30» и в соответствии со специальными образовательными потребностями, состоянием соматического и нервно-психологического здоровья воспитанников.
ПМПк МБОУ «Школа № 30» в своей деятельности руководствуется Уставом школы, настоящим положением.
Срок данного положения не ограничен. Данное положение действует до принятия нового.
Основные задачи ПМПК:
своевременное выявление и комплексное обследование детей с трудностями и проблемами в обучении, со сниженными адаптационными возможностями с целью оказания им коррекционной помощи, определении формы обучения;
отслеживание и перевод детей «группы риска» в классы компенсирующего обучения. Своевременная интеграция детей в классы, работающие по основным образовательным программам, при положительной динамике и компенсации недостатков в развитии;
консультационная и практическая помощь родителям и лицам их заменяющим по проблемам обучения, воспитания, коррекции, развития и лечения учащихся;
осуществление наблюдения за адаптацией детей с трудностями обучения и поведения;
подготовка пакета документов на учащегося для предоставления в городскую психолого-медико-педагогическую комиссию для решения вопросам о формах обучения;
выработка рекомендаций по основным направлениям компенсирующим обучения учащихся; динамическое наблюдения за ребенком и внесение коррективов в процесс обучения.
определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в учреждении возможностей;
подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие воспитанника, динамику его состояния.
Принципы работы:
максимальная педагогическая подготовка;
этическая позиция участников – определена принципом «не навреди». Постановка диагноза не должна наносить морального ущерба личности школьника, снижать его самооценку, углублять разногласия с родителями и сверстниками: строго должна соблюдаться тайна психолого-педагогического диагноза.
Функции
Диагностическая:
распознание характера отношений в учении и поведении школьника;
изучение социальной ситуации развития, положения в коллективе;
выделение доминанта нравственного развития;
определение потенциальных возможностей и способностей учащегося.
Воспитательная:
разработка воспитательных мер, рекомендуемых учителями, родителями, ученическому активу, общественности;
непосредственное воспитательное воздействие на личность учащегося в ходе беседы.
Реабилитирующая:
защита интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия.
Реабилитация:
семейная, в процессе которой педагог стремится повысить статус ребенка в глазах его родителей как члена семьи.
школьная, в процессе которой консилиум разрушает отрицательный стереотип ученика, сложившийся у классного руководителя или учителя – предметника.
Состав ПМПк
Председателем ПМПк является заместитель директора по учебной работе, который отвечает за организацию заседаний консилиума, контролирует связи консилиума с другими звеньями учебно-воспитательного процесса.
Состав ПМПк:
директор;
заместитель директора по учебной и воспитательной работе;
медицинский работник;
учителя предметники;
классные руководители.
Школьный медик – информирует о состоянии здоровья учащегося – по рекомендации консилиума направляет на консультации к врачам специалистам.
По мере необходимости для участия в работе ПАПк приглашается специалисты, не работающие в данном учреждении, в частности инспектор по делам несовершеннолетних, который представляет информацию о социально-педагогической ситуации в микрорайоне, о неблагоприятных семьях и т.д.
Временные члены:
классный руководитель – дает характеристику учащегося, формирует проблемы, проводит беседы.
член родительского комитета класса – информирует о микроклимате класса, семьи учащегося, оценивает работу классного руководителя, участвует в собеседовании.
Председатель:
организует деятельность ПМПк;
информирует членов ПМПк о предстоящем заседании не позже чем за 14 дней до его проведения;
организует подготовку и проведение заседания ПМПк;
ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка;
контролирует выполнением решений ПМПк.
Специалисты включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.
Организация работы консилиума
Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые, проводятся под руководством председателя.
Заседания проводятся:
первичное – при зачислении ребёнка в класс компенсирующего обучения после обследования у всех специалистов;
плановое – не реже 1 раза в полугодие, при оценки динамики обучения и коррекции, внесения, в необходимом случае, поправок и дополнений в коррекционную деятельность, изменения формы режима, программы обучения;
срочное – проводится по просьбе педагога или любого из специалистов.
Консилиум изучает следующие документы:
педагогическую характеристику, отражающую динамику развития ребенка в процессе обучения в школе,
школьную медицинскую карты,
заключение специалистов (психолога, педагога) при наличии,
рабочие тетради, контрольные и самостоятельные работы.
На самом заседании:
заслушивается характеристика учащегося (классный руководитель) в присутствии приглашенных родителей. Характеристика дополняется сведениями о здоровье ребенка (медик, родители);
проводится собеседование с родителями. Цель: выяснить условия и характер семейного воспитания, позицию родителей, степень их авторитетности для ребенка;
затем приглашается учащийся, проводится беседа с ним.
заключительная стадия:
ставится педагогический диагноз;
определяется основные причины отклоняющего поведения;
выявляются положительные стороны личности, на которые можно опереться при выборе мер воспитательного воздействия;
обсуждаются меры воздействия, вырабатываются рекомендации родителям, классному руководителю, и другим участникам воспитательного процесса.
Контроль за выполнением рекомендации осуществляется на педсоветах, совещаниях при директоре, заседаниях школьных методических объединений.
Документация консилиума:
приказ о создании консилиума и утверждение его состава на текущий учебный год,
протоколы заседаний комиссии,
журнал консилиума,
заключения консилиума.
Обязанности членов ПМПк
соблюдать правила проведения обследования и этические нормы по отношению к обследуемому, обследование проводить с согласия и в присутствии родителей (законных представителей), в соответствующих условиях;
при решении всех вопросов исходить из интересов учащихся, задач их полноценного психического развития.
Ответственность членов ПМПк
несет ответственность за сохранение протоколов обследования, оформления их в установленном порядке;
член ПМПк несет ответственность за нарушение этики и разглашения профессиональной тайны.
Важные ссылки
Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!